Шахматы неслучайно все шире входят в программу начальных классов. Это уникальное явление действительности. «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память» (Сухомлинский В. А.).
Шахматы учат детей строго обдумывать каждый ход, анализировать. Наш подход ориентирован на зону ближайшего развития детей и опирается на постулат психолога Выготского Л. С. о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития и ориентироваться на свойственные детям потребности и возможности.
Чтобы образовательный процесс обучения шахматным азам шёл с интересом, на уроке подключаем смесь сказочной повести и фантастической истории с просмотром видео и презентаций об истории шахмат.
Через все уроки мы путешествуем с главным героем. Он постепенно раскрывает секреты шахматной игры, знакомит с легендами о Каиссе, Диларам, Хосрове, Паламеде, Гаве и Талханде, былинами о Садко и Ставре Годиновиче…
Однако, разумеется, основную функциональную нагрузку на занятиях несут занимательные дидактические задания: что умеет и что не умеет каждая из шахматных фигур. Шахматы – сложная игра.
Поэтому, чтобы в полной мере прочувствовать её многочисленные тонкости, следует постигать шахматные тайны не спеша, не пропуская ни одного этапа. Дети с интересом вникают в «трудную» науку, им всё хочется постичь, особенно, в шахматных баталиях.
Учитель-методист начальных классов
Елизавета Станиславовна Дьячкова